Мотиваторы

МотиваторыСвое объяснение понятию мотиваторы дал американский психолог Фредерик Герцберг, который изучал взаимосвязь степени важности работы для сотрудников и условий труда. В его исследовании приняли участие около двухсот бухгалтеров и инженеров. При систематизации полученных данных ученым были выделены 14 факторов, влияющих на отношение к работе: признание и одобрение другими; достижение успеха; возможности творческого и профессионального роста; оплата труда; межличностные отношения; контроль за работой; ответственность; политика компании; стиль администрирования; условия работы; процесс, содержание работы; факторы личной жизни; статус работника; защищенность на работе; поощрения.

Результаты исследования оказались весьма парадоксальными. Факторы, связанные с удовлетворением работой, представляли собой отдельную группу и четко отличались от факторов, вызывающих неудовлетворение. Более того, сами факторы удовлетворения и неудовлетворения, как оказалось, не являются разными сторонами одной медали. Четко выделились две полярности:

  • Удовлетворение работой – отсутсвие удовлетворения;
  • Неудовлетворения работой – отсуествие разочарованности.

То есть противоположностью удовлетворения работой является не неудовлетворение ею, а отсутствие удовлетворения. Противоположностью же неудовлетворения является отсутствие разочарованности работой.

Герцберг выделил две категории факторов, влияющих на удовлетворенность, а следовательно, и на мотивацию сотрудников:

  1. непосредственно относящиеся к мотивации, так называемые мотиваторы;
  2. непосредственно не относящиеся к мотивации, названные им гигиеническими факторами.

Мотиваторами, или мотивирующими факторами, он назвал факторы, которые порождают удовлетворение работой и соответственно улучшают отношение работника к делу. Мотиваторами выступают следующие факторы:

  1. достижение успеха;
  2. признание и одобрение другими;
  3. процесс, содержание работы;
  4. ответственность;
  5. возможность творческого и профессионального роста.

Гигиеническими были названы факторы, которые предотвращают уменьшение чувства моральной ответственности за выполнение работы и ее продуктивность. По мнению Герцберга, они являются безусловно необходимыми факторами для эффективной мотивации, но не способны самостоятельно выступать в качестве мотиваторов.

Гигиеническими факторами являются:

  1. политика компании;
  2. оплата труда;
  3. условия работы;
  4. поощрения;
  5. контроль за работой.

Главный вывод для менеджеров в открытии Герцберга — учитывая гигиенические факторы, ни в коем случае не забывать о мотиваторах, то есть собственно мотивирующих факторах. Какой бы высокой ни была зарплата или как бы ни был красив офис и удобно от дома расположена фирма, если работник не получает признания со стороны начальства или коллег, если он не чувствует, что может расти в профессиональном плане, если при огромном творческом потенциале завален рутинной работой, его желание работать будет таять с каждый днем. Наступит момент, когда не помогут ни контроль, ни поощрения...

 
« Пред.   След. »
 
© 2009-2013 Консалтинговая группа BidPrice
Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения администрации сайта BidPrice.ru